Автор: До и после Чернобыля.
А ведь история Полесья насчитывает много столетий... Осенью 1193
года киевский князь охотился возле Чернобыля, что и зафиксировано в
летописи: «Князь Вышгородский и Туровский Ростислав сын великого князя
Киевского Рюрика еха с ловом от Чернобыля во Торцийский». Это означает,
что более 800 лет назад Чернобыль уже существовал как населенный пункт. «Но ведь люди, пишет, к примеру, этнограф Данило Кулыняк, тут жили задолго до первого упоминания в летописи».
И это так. Историк Лаврентий Похилевич в «Сказании о населенных
местностях Киевской губернии», изданном в 1864 году, сообщал: «За две
верствы от местечка Чернобыль на север на горе над речкой Припять
находится Стрежев, где сохранились остатки какого-то древнего каменного
сооружения. Из истории известно, что Мстислав Владимирович Мономах в
1127 году послал братьев своих против кривичей четырьмя дорогами.
Всеволоду приказано было идти со своими полками через Стрежев до города
Борисова». Позже эта местность стала Чернобылем, а
следовательно, летописный Стрежев, упомянутый в летописи на 65 лет
раньше, можно отождествить с печально известным ныне городком над
Припятью. Так что не будет ошибкой назвать Чернобыль городом с
тысячелетней историей. Об этом свидетельствуют древние курганы, городища
и другие памятники археологии. Здесь найден клад серебряных
древнеримских монет времен Антонинов. В XIII столетии там, где
Припять впадает в Днепр, объединенные литовско-украинские войска
разгромили татарское войско во главе с воеводой хана Батыя Кайданом,
которое шло за данью. Сам Кайдан едва спасся это была первая победа
подневольной Руси над монголо-татарами. Позже здесь образовалось
Чернобыльское староство Литовского княжества. Уже в XVIII столетии сюда
переселилась большая община старообрядцев-раскольников из Стародубья, к
ним присоединились единомышленники из других уголков Российской империи.
В 1600 году князь Лука Сапега основал в Чернобыле
римско-католический костел, при нем со временем возник доминиканский
монастырь. Странным образом название местечка Чернобыль
упомянуто в истории Франции. В период Якобинской диктатуры уроженка
Чернобыля, 26-летняя полька Розалия Любомирская-Ходкевич 30 июня 1794
года гильотинирована в Париже по приговору революционного трибунала,
будучи обвинена в связях с Марией-Антуанеттой и другими членами
королевской семьи. В середине XIX столетия в Чернобыле проживали
3 683 еврея, 2 160 православных, 566 раскольников и 84 римокатолика.
Здесь было пять синагог, существовали три православные церкви и костел.
Чернобыль был и остается одним из центров духовной еврейской культуры, а
именно хасидизма, здесь похоронены пять чернобыльских цадиков-хасидов.
«Уже после катастрофы на атомной станции, сообщает Данило Кулыняк, в
Чернобыль приехало несколько сотен паломников со всего мира,
исповедующих хасидизм, они разыскали заброшенные могилы цадиков, привели
в порядок свои святыни, провели моления и богослужения. Так Чернобыль
стал местом паломничества евреев». В настоящее время в самом
городе Чернобыль есть действующий Свято-Ильинский храм памятник истории и
архитектуры XIX века. Несколько раз в год, в крупные православные
праздники, здесь совершаются богослужения для нынешних обитателей зоны
отчуждения ЧАЭС «самоселов», а по сути коренных жителей пострадавшей
территории, пожелавших остаться на родной земле до конца дней своих;
ликвидаторов последствий аварии, сотрудников Чернобыльской атомной
станции... В зоне отчуждения имеются еще четыре церкви, богослужения в
которых не проводятся. Бывшие жители зоны не уберегли уникальный
храм, что стоял в селе Толстый Лес в каком-то десятке километров от
атомной станции. Само селение было знаменито благодаря выдающемуся
памятнику украинского деревянного зодчества церкви Воскресения Христова.
Храм был выстроен в стиле украинского барокко в 1760 году на месте
разобранного, более древнего. После эвакуации населения мародеры
ограбили храм безжалостно практически ничего, кроме росписей на стенах,
которые невозможно украсть, в нем не оставалось. В конце апреля 1996
года само здание сгорело вместе с частью древнего села, известного еще с
XVI века. Так его бывшие жители «ознаменовали» свой очередной приезд на
«гробки» во время Пасхальных праздников.
|