Автор: Андрей
Проект Евросоюза помогает белорусам не только преодолеть последствия
радиации, но и по-новому взглянуть на значение здорового образа жизни.
Проект "Практические подходы по формированию здорового образа жизни на
загрязненных радиацией территориях" работает в Беларуси уже несколько
лет. Финансирует его Европейский союз. В Беларуси 21район, пострадавший
от аварии на Чернобыльской АЭС , но начать решили с Чечерского,
Брагинского, Славгородского и Столинского, как с экспериментальных.
Эта программа адресована прежде всего детям, вынужденным жить на
загрязнённых территориях. Поэтому и составные части "Практических
подходов" были разработаны с учетом развития детской психологии. Скучные лекции отменяются -- равный обучает равного
Какому тинэйджеру хочется выслушивать нудную длинную лекцию, с
нетерпением ожидая, когда же она закончится? Из такой лекции школьник, в
лучшем случае, не вынесет ничего. А в худшем – ему захочется все
сделать наоборот … Тренеры обучали педагогов из Чечерского,
Брагинского, Славгородского и Столинского районов. Те, в свою очередь,
передали навыки 240 школьникам-тренерам. И вот, сами подростки взялись
за работу. Теперь уже ребята-тренеры приходят в школы, и… играют со
своими сверстниками. Скучные лекции отменяются! Принцип "равный обучает
равного" не зря считается в современной педагогике наиболее действенным и
эффективным. Кстати, от школьников, желающих стать тренерами, не было отбоя. Пришлось проводить жесткий кастинг.
- Помню, как в первый раз мы стеснялись зайти в класс, - рассказывает
тренер, девятиклассница Настя. – Боялись, что нас никто не будет
слушать. Даже попросили учителя зайти с нами в класс. Но учитель
отказался. А потом я этому так обрадовалась! При старших дети бы
стеснялись, а так у нас всё получилось здорово! Форум-театры
Еще одна замечательная творческая методика по обучению называется
"Форум-театры". С помощью театрального искусства рассматриваются
проблемные ситуации. Сценарий "пьесы" школьники придумывают сами, сами
же разыгрывают его перед сверстниками. А потом зрители и актёры меняются
местами, и переигрывают сценарий по-своему, по-другому расставляя
акценты, находя иные выходы из ситуации. Например, ребята придумали
и разыграли пьесу про ВИЧ-инфицированную девочку Таню. Девочка входит в
класс и садится за парту. В эту же минуту все дети, сидящие вокруг,
пересаживаются. Входит учитель, и начинает проверять домашнее задание.
Таня единственная из всего класса поднимает руку, но преподаватель ее
игнорирует…. Потом Таня идет одна домой, а одноклассники идут сзади,
пересмеиваясь…Дома на плачущую Таню набрасывается мачеха: "Почему не
идешь делать уроки? Когда же ты сдохнешь, как и твоя ВИЧ-инфицированная
мать?"… Таня находит баночку с таблетками, и выбегает из дома… В
процессе пьеса прерывается, и ведущий предполагает участникам обсудить
проблемы: возможные отношения ВИЧ-инфицированного ребенка с
одноклассниками, учителями, домашними. И спектакль переигрывается по
новому сценарию. Звонки на горячую линию поступают каждый день
В рамках проекта были созданы информационно-просветительские кабинеты.
Это только название скучное, а на самом деле в этих кабинетах установили
компьютеры, интернет, музыкальные центры, мультимедийные проекторы с
презентациями программы. Для этих достаточно отдалённых
экспериментальных районов – целая революция! Теперь ребята могут
приходить и изучать материалы по теме здорового образа жизни, искать
дополнительную информацию в глобальной сети, обсуждать прочитанное,
распечатывать нужные материалы. И все это совершенно бесплатно! В
каждом из таких кабинетов в Чечерском, Брагинском, Славгородском и
Столинском районов появились горячие линии, по которым можно звонить и
взрослым, и детям. На линиях дежурят специалисты, которые обучались на
специальных семинарах в Минске. - К нам обращаются и взрослые, и
дети, рассказывает специалист проекта, работающая на горячей линии в
Славгороде Светлана Владимировна Колпачева. – Взрослые чаще спрашивают,
как им правильно питаться, как проверять на наличие радиации продукты с
их огорода или грибы-ягоды из леса, и нужно ли вообще их проверять. Дети
звонят в основном старшего возраста. Интересуются проблемами СПИДа,
спрашивают, например, не вредно ли им загорать на нашем солнце, и можно
ли ехать на юг. Кстати, проект закончился, а линия продолжает работать. - Как же мы можем ее закрыть, если звонки поступают каждый день! – говорит Светлана Владимировна.
Во время проекта прошел конкурс рисунков "Планета здоровья". 200
школьников передали на конкурс свои работы. Комиссия выбрала 48
победителей. Эти ребята получили подарки от Европейского Союза и дипломы
от белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО. Лучшие работы издали на
мультимедийном диске, добавили музыкальные заставки. Теперь его
демонстрируют на детских кинолекториях, перед началом фильмов, в школах.
- Можно сказать, что цель проекта достигнута, - говорит
белорусский куратор проекта Дмитрий Субцельный. - У населения, и
молодежи в частности, изменилось отношение к своему здоровью. И мы этим
гордимся!
|